П
Партийная система – стабильный ансамбль партий, длительное время принимающих участие в дележе и осуществлении власти.
Политичесикие институты восполняют потребности в безопасности, поддержании социального порядка призваны обеспечивать политические институты, включая важнейший из них – государство.
Политическая деятельность включает в себя государственное управление, т. е. такое воздействие на общество, на те или другие стороны социального развития, при котором требования властей поддерживаются силой закона и специальных государственных учреждений, в том числе и силовых (полиции, армии, органов госбезопасности). Она охватывает также и воздействие политических партий на ход общественных процессов и принятие государственных решений. Партии и другие политические объединения, с одной стороны, связаны с различными социальными группами, опираются на их поддержку, а с другой — выражают интересы и стремления этих групп, осуществляют давление на правительство или участвуют в выработке государственных решений. Политическая деятельность проявляется и в различных формах участия широких народных масс в политической жизни общества. В ходе политической деятельности ее участники вступают между собой в специфические отношения. Это может быть и сотрудничество, союз, взаимная поддержка, и противостояние, конфликт, борьба.
Политическая идеология - это выраженная преимущественно в теоретической, более или менее упорядоченной форме система идей и взглядов, защищающих коллективные ценности и интересы, формулирующих цели групповой деятельности и обосновывающих пути и средства их реализации с помощью политической власти или воздействия на нее.
Политическая кампания представляет собой систему коллективных действий, направленных на изменение структуры власти, формирование органов власти, достижение определенных политических целей или перераспределение различных типов ресурсов. Успех политической кампании зависит от ее активной поддержки со стороны населения. Проявления поддержки могут быть различными – от демонстраций солидарности под лозунгами кампании и сбора подписей в их поддержку до роста числа членов организации, проводящей политическую акцию.
Политическая культура личности представляет собой единство трех составляющих: знаний о мире политики, политических ценностных ориентации, способов практичес ких политических действий.
Политическая наука (политология) является обобщением политических практик, политической жизни общества. Она изучает политику в ее взаимосвязях с другими сферами общественной жизни. Предметом политологии являются власть, государство, политические отношения, политические системы, политическое поведение, политическая культура. Политология изучает отношения различных социальных, этнических, религиозных и иных общественных групп к власти, а также отношения между классами, партиями и государством. Существуют две трактовки политологии. В узком смысле политология — это одна из наук, изучающих политику, а именно — общая теория политики, исследующая специфические закономерности отношений социальных субъектов по поводу власти и влияния, особый тип взаимодействий между властвующими и подвластными, управляющими и управляемыми. Теория политики включает различные концепции власти, теории государства и политических партий, теории международных отношений и др. В широком смысле политология включает в себя все политические знания и представляет собой комплекс дисциплин, изучающих политику: историю политической мысли, политическую философию, политическую социологию, политическую психологию, теорию государства и права, политическую географию и др. Иными словами, в такой трактовке политология выступает как единая, интегральная наука, всесторонне исследующая политику. Она опирается на прикладные исследования, в которых используются различные методы, в том числе существующие в социологии и других общественных науках. Политология позволяет анализировать и прогнозировать политическую обстановку.
Политическая партия – добровольное объединение людей определенной идейно-политической ориентации, стремящихся завоевать государственную власть или участвовать в ее осуществлении для реализации интересов тех или иных социальных групп и слоев населения. В структуре партии ученые выделают три уровня. Первый уровень – блок избирателей (массовая база партии, обеспечивающая ее кандидатов поддержкой в период избирательных кампаний). Принадлежность к данной группе больше основана на декларируемой приверженности, чем на официальной вовлеченности в партийную организацию. Поэтому данный уровень самый неопределенный. Однако он имеет большую значимость, так как представляет «низы», уходящие своими корнями в толщу гражданского общества. Именно отсюда поступают «сигналы» о насущных потребностях и интересах людей. Второй уровень «»официальная партийная организация. В ней выделяются внутренние группы: лидеры партии, партийная бюрократия, мозговой штаб (осуществляет аналитическую работу, вносит предложения по совершенствованию партийной деятельности), идеологи партии, партийный актив, рядовые члены партии. Третий уровень – партия в системе правления (должностные лица в государственном аппарате, которые получили посты в силу принадлежности к соответствующей партии: члены парламента, президенты и пр.). Иными словами, третий уровень –это «верхи», представляющие собой составную часть государственного механизма. Обозначенная структура является условной, так как в различных странах партии имеют свою специфику, о чем будет сказано ниже.
Политическая система – комплекс норм, институтов и организаций, в совокупности составляющих политическую самоорганизацию общества.
Политическая элита - это группа (или совокупность групп), выделяющуюся из остального общества влиянием, привилегированным положением и престижем, непосредственно и систематически участвующую в принятии решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее.
Политические знания могут иметь научный характер, но могут бытовать и на уровне житейских представлений. В житейских представлениях политические явления нередко искажаются. Скажем, свобода понимается как вседозволенность, консенсус – как соглашательство, а демократия – как возможность делать все, что пожелаешь. Знания политологии помогают адекватно воспринимать политическую реальность. Человек, обладающий научным знанием, менее подвержен дезинформации и манипулированию его политическим сознанием. Он, как правило, критически осмысливает услышанное и прочитанное. Однако надо иметь в виду, что на политические представления даже самой образованной личности большое влияние могут оказывать сложившиеся в обществе устойчивые стереотипы, ставшие неотъемлемой чертой политического мышления людей. Например, в период правления Сталина лишь немногие допускали мысль о его личной вине в массовых репрессиях и других беззакониях.
Политические нормы определяют типы ожидаемых процедур, приемлемых в рамках процесса выдвижения и исполнения политических требований, и могут носить как формальный (легальный), так и неформальный характер. К числу формальных норм относятся прежде всего конституционные нормы, а также нормы, устанавливаемые законодательством той или иной страны. Сложнее обстоит дело с неформальными нормами. Они включают представления о должном и допустимом, распространенные в рамках того или иного общества, и жестко отграничивают допустимое от недопустимого в повседневной политической практике. Речь идет об обычаях и традициях, передающих из поколения в поколение в том числе политический опыт людей, имеющий силу неписаного правила.
Политические структуры призваны с помощью определенного набора методов осуществления власти обеспечить процесс принятия политических решений, необходимую степень подчинения этим решениям всех участников политического процесса и механизм воплощения данных решений в жизнь.
Политические ценностные ориентации занимают центральное место в структуре политической культуры личности. Они включают в себя суждения, мнения человека о политических идеалах, целях и принципах разумного и желаемого общественного устройства, способах его достижения, политических механизмах функционирования и пр.
Политические ориентации формируются под влиянием знаний, эмоционального личностного отношения к политическим явлениям и собственных оценок. Иными словами, ценностные ориентации выражают субъективные политические позиции людей. Вместе с тем ценностные ориентации личности формируются под влиянием нормативных общественно признанных политических ценностей. Напомним, что в России к ним относятся: демократия, парламентаризм, правовое государство (продолжите этот перечень). Базовые политические ценности выступают обычно в качестве критериев оценки политического события или явления («демократично или недемократично», «правомерно или неправомерно» и т. д.). Ценностные ориентации проявляются по-разному. Иногда они существуют в виде неосознанных предпочтений, например, какого-либо политического направления: социал-демократического, либерального и др. При отсутствии глубоких знаний о сущности этих направлений субъект политики нередко превращается в ее объект, легко поддается на популистские воззвания и лозунги, слепо следует за политическими лидерами. В этом случае его политическое участие иногда характеризуют как участие мобилизованное. Если же ценностные ориентации становятся осознанными твердыми позициями (убеждениями), то они побуждают к активным, целенаправленным и чаще всего конструктивным действиям. Иначе говоря, ценностные ориентации приобретают функцию важнейшего регулятора политического поведения человека.
Политические ценностные ориентации могут резко изменяться в связи со сменой социально-политических условий общественной жизни, общей направленности развития страны, событий за рубежом. Вспомните, например, как А. И. Герцен, западник по своим политическим позициям, под впечатлением революции 1848 г. во Франции и кровавой расправы над ее участниками резко изменил свои взгляды. В считанные дни он пришел к убеждению, что Россия должна следовать не западноевропейскому пути развития, а своему собственному, самобытному пути. Нередко ценностные ориентации человека меняются и под воздействием жизненных обстоятельств, например в связи с изменением его социального статуса.
Политический консалтинг включает в первую очередь оказание консультационных услуг, предусматривающее, в частности, такие виды деятельности, как опросы общественного мнения, осуществление связи с общественностью. Он используется при разработке стратегии деятельности политической партии, целей и способов использования средств массовой информации, услуг имиджмейкеров и т. д.
Политический конфликт – это столкновение, противоборство субъектов политики. Борьба между ними отражает расхождение, а нередко и противоположность их политических интересов, ценностей, взглядов и целей, обусловленных их положением и ролью в системе властных отношений. Целью такой борьбы является реализация этих интересов и целей в сфере государственной власти. Это борьба за влияние на принятие политических решений. Политические конфликты вырастают из социальных противоречий. Интересы конфликтующих сторон могут отражать противоречия, возникающие в экономической сфере (например, между сторонниками свободного рынка и сторонниками усиления государственного регулирования рыночной экономики); в социальной сфере (например, между стремлением к социальному равенству и углублением дифференциации доходов); в сфере культуры (например, по вопросу обиспользовании национальных языков). Стремление решить эти социальные конфликты, используя силу и средства государственной власти, делает их политическими.
Политический маркетинг — это разработка и проведение в жизнь различных политических акций, которые в определенной степени способствуют продвижению политических идей, делают их привлекательными для избирателей.
Политический процесс представляет собой совокупность действий субъектов политики, направленных на осуществление своих ролей и функций в рамках политической системы, на реализацию ими собственных интересов и целей. Разумеется, характер и конкретное содержание политического процесса во многом определяются особенностями политической системы и существующего политического режима. Демократической политической системе соответствует тип политического процесса, при котором имеет место активное участие граждан в управлении государством. В рамках демократического политического процесса гарантируется обеспечение основных прав и свобод личности. Что касается авторитарных и тоталитарных систем, то присущий им политический процесс исключает реальное политическое участие граждан, свободу выбора политических властей и соответственно политического курса государства.
Политический режим следует соотносить с политической системой и властью. Режим представляет собой организацию власти в рамках той или иной политической системы. Политический режим – это система методов осуществления власти в обществе, представляющая собой набор определенных правил политической игры, политических ценностей и политических норм, а также соответствующих политических институтов и структур, предназначенных для их реализации в политической практике.
Политическое поведение – это поступки и действия субъекта политики, характеризующие его взаимодействие с социальной средой, с различными общественно-политическими силами. Это совокупность сознательных действий, направленных на достижение какой-либо социально значимой цели, действий, порождаемых традициями, ценностными ориентирами, а также бессознательных поступков, вызванных эмоциональным состоянием индивида. К политическому поведению в политологии относят действия отдельных личностей и массовые выступления, активность организованных субъектов власти и стихийные действия толпы, акции в поддержку системы и действия, направленные против нее. В реальном политическом поведении осознаваемые и неосознаваемые, рациональные и эмоциональные компоненты находятся в сложных взаимодействиях. Наиболее эффективными в конечном счете являются не бессознательные поведенческие акты, а сознательные и целенаправленные политические действия. Поведение может варьироваться по степени интенсивности от корректных, цивилизованных взаимоотношений до демонстрации неприязни и недоброжелательности, словесных оскорблений, даже применения физической силы.
Политическое сознание – это мысли и переживания субъектов политического процесса относительно самого этого процесса и собственной роли в нем. Понятие «политическое сознание» не тождественно понятию «политические знания». Это не только образ политической действительности в головах людей, но и их отношение к этой действительности. Это субъективное внутреннее отношение людей к объективным политическим условиям и формам своей деятельности, своим функциям и ролям в политической жизни, причем заинтересованное, пристрастное отношение. В его основе – положительное или отрицательное значение (практическая ценность, актуальность) политических отношений, институтов, норм, событий для граждан. Политическое сознание по-разному формируется и специфически отражает мир на двух уровнях – обыденно-практическом и идеолого-теоретическом. Обыденное политическое сознание формируется у всех людей стихийно, в повседневной жизни, в практической деятельности. В сознании людей отражается то, что непосредственно наблюдается, что находится как бы на поверхности политической жизни. Собственный опыт отношений с политическими институтами, восприятие политических событий формируют эмпирические представления, практические знания. Значительное место в обыденном сознании занимает политическая психология. Это политические чувства, переживания, настроения, мнения, ценностные ориентации и оценочные суждения, в которых проявляется эмоциональное восприятие политической жизни, роли в ней данного индивида, определенной группы людей. Идеолого-теоретическое сознание, в отличие от обыденного, выходит за пределы наглядно воспринимаемого, отражает существенные факторы и тенденции политической жизни, внутренние закономерные связи в системе понятий, обобщающих выводов, политических идей. Если обыденное сознание возникает стихийно, то теоретическое является результатом квалифицированной профессиональной деятельности ученых, идеологов. Если на обыденном уровне сознание отрывочно, мозаично, размыто, противоречиво, то на теоретическом оно принимает форму систематизированного научно-теоретического объяснения политических явлений, идеологических доктрин. Научное исследование политики создает науку политологию. А более или менее целостный и внутренне связанный набор идей, служащий основой для организованных политических действий, называют идеологией. Она выступает в виде социально-политических теорий, программных документов политических партий, лозунгов. Между обыденным и теоретическим сознанием нет стены. Это разные уровни одного и того же политического сознания, которые находятся во взаимосвязи, влияют друг на друга.
Политическое сознание индивидов в каждом отдельном случае представляет собой своеобразное сочетание эмпирических и теоретических знаний, идеологических постулатов и ценностных ориентации, эмоциональных отношений к политическим явлениям и политических установок. Соотношение между ними в большей или меньшей степени меняется при изучении политической науки, восприятии идеологии. Политическое сознание в целом, как правило, определяет политическое поведение каждого субъекта политики.
Политическое участие – это действия гражданина с целью повлиять на разработку, принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти. Объем возможного участия определяется политическими правами, реализация которых разделяет граждан на две группы. К первой относится политическая элита, все те, для кого политика является основным занятием, профессиональной деятельностью. Вторую группу составляют рядовые граждане. Проявляя активность, они, как правило, добровольно включаются в политическую жизнь, оказывая влияние на государственную власть. Некоторые ученые рассматривают политическое участие как действия в политике граждан обеих групп. Другие связывают политическое участие только с действиями рядовых граждан, отмечая при этом подвижность и условность грани между двумя группами. Вероятно, немногие из вас станут профессиональными политиками, поэтому главное внимание уделим политическому участию рядовых граждан. Подчеркнем, что оно бывает прямым (непосредственным) и представительным (опосредованным). Непосредственное участие выражается в таких действиях, как голосование на выборах и референдумах, посещение митингов, пикетирование, обращения и письма в государственные органы, встречи с политиками, работа в политических партиях и пр. Опосредованное участие осуществляется через избранных представителей (от партий, движений, заинтересованных групп), которым передаются полномочия для принятия решений. Например, выступить на слушаниях парламентской комиссии, вести переговоры с представителями властных структур, наладить с ними неофициальные контакты.
Постиндустриальное (информационное) общество. Возникновение предпосылок постиндустриального общества, наметившееся в конце прошлого века в ряде промышленно развитых стран, означает существенное изменение цивилизационных приоритетов общественного развития, перестройку цивилизационных оснований техногенной цивилизации. С точки зрения современного человека, сохранение уникальных природных и культурных ландшафтов является более важным для человечества, чем их индустриальное освоение. Это не означает полного отказа от стратегии промышленного развития. Однако в современной промышленности предпочтение отдают ресурсо- и энергосберегающим технологиям, а также наукоемким технологиям молекулярного уровня. Но этого недостаточно. Общественное сознание постиндустриального общества пришло к осознанию необходимости разумного ограничения потребления (продуктов питания, топлива и т. д.).
В промышленно развитых странах спрос на малое породил целую индустрию малых форм: от крошечных декоративных растений и домашних животных до малолитражных автомобилей. Человек постиндустриального общества осознает высочайшую ценность природы как универсального дома всего человечества. Поэтому дальнейшие стратегии цивилизационного развития направлены не на покорение природы, переделку общества и создание нового человека, а на совместное гармоничное развитие природы и культуры — геннокультурную коэволюцию. Индустриальная цивилизация развивает информационные технологии, позволяющие удлинить социальные связи до общепланетарных масштабов. Однако не следует забывать, что общение по компьютеру, обогащая человека информационно, может привести к его эмоциональному обеднению, притуплению чувства социальной ответственности. Виртуальное общение не способно в должной мере развить в человеке столь ценные моральные качества, как терпимость, сострадание, забота о ближнем. Поэтому неотъемлемой ценностью постиндустриального общества является живое человеческое общение, осознание несводимости человека к его разуму, интеллекту.
Правовая культура личности, помимо правовых знаний, включает также понимание своего правового статуса – правильное уяснение своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, норм взаимоотношений с другими людьми. Вместе с тем знания останутся бесполезным интеллектуальным грузом, если человек не приучит себя к правовой деятельности, практическому применению правовых норм.
Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразовательную деятельность (преобразование общества).
Престиж (от франц. prestige – влияние, уважение, которыми пользуется кто-либо) – это оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми. Было время, когда считались престижными профессии летчика или инженера, а ныне растут конкурсы в экономические вузы; некоторые люди, в том числе с высшим образованием, переходят на работу в магазины, рестораны и т.д. Если вы проанализируете свои планы на дальнейшую жизнь, то, видимо, согласитесь, что престижность играет в них не последнюю роль.
Преступность – проявление отклоняющегося поведения, наносящее наибольший ущерб обществу. Слово «преступность» является производным от слова «преступление», которое в русском языке всегда означало «поступок, противный закону, беззаконие, злодеяние». Напомним, что с юридической точки зрения преступление – это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. Совокупность преступлений, совершаемых в данном обществе и в данный период времени, обозначается понятием «преступность». Преступность – это не просто сумма преступлений, но массовое явление, имеющее закономерности своего существования и развития, причины, условия, ей способствующие. Это явление социальное, так как коренится в недрах общественных отношений, отражает особенности социальной жизни, выступает как крайнее выражение противоречий и недостатков развития общества. Оно вызывает тяжелые последствия для общества и его членов, как ни одно из других негативных явлений общественного развития. Особенность преступности: наличие определенного контингента лиц – преступников, для которых преступная деятельность стала профессиональной. Виды преступлений, предусматриваемые уголовными кодексами различных стран, очень разнообразны. Преобладают две группы, имеющие место во всех странах: корыстные преступления (хищения, кражи, мошенничество, взятки и т.п.), насильственные агрессивные преступления (убийства, телесные повреждения, изнасилования и т.п.). Эти виды преступлений составляют от 75 до 90% всех умышленных преступлений. Все большее распространение в мире получают экономические преступления, посягающие на интересы потребителей, наносящие ущерб окружающей среде, местный и международный терроризм, включающий захват заложников и уничтожение государственной собственности. Имеют место проявления расовой дискриминации, пытки, похищения людей и массовые убийства.